Уроки философии. Урок 2.

school-1063558_1920На другом уроке Светлана Николаевна спросила нас, хотим ли мы стать взрослыми. Большинство ребят ответили «да», но были и те, кто сказали «нет». Светлана Николаевна попросила обосновать ответы. Выслушав нас, она спросила:
— Как вы думаете, когда человек становится взрослым?
— Наверное, когда ему исполняется 18 лет, — сказал Женя Лисичкин.
— То есть, — улыбнулась Светлана Николаевна, — ты хочешь сказать, что пока человеку 17 лет, он еще ребёнок, а завтра ему исполняется 18 — и он тут же стал взрослым?
— Мне кажется, 18 лет — это рано. Думаю, взрослыми становятся позже, лет в 20-25, — сказала Леночка.
Дальше посыпались самые разные предположения:
— В 30 лет!
— 40!
— 28!
— 45!
— 33!
— 35!
— Вы чего, больные? — подал голос Миша Филипков. — Все знают, что взрослыми становятся в 18 лет. С этого возраста можно работать и машину водить.
— Не взрослыми, а совершеннолетними, — возразила Леночка.
— Это одно и то же, — отозвался Миша.
— Не одно.
— Одно.
Миша покрутил пальцем у виска, а Лена крикнула «Сам такой!», после чего Светлана Николаевна призвала нас к порядку.
— Я вижу, мнения разделились. Получается, нет определенного возраста, в котором человек становится взрослым. Совершеннолетие — это формальность, т.е. формально человек считается взрослым после 18 лет, но это еще не значит, что он на самом деле взрослый. Выходит, дело не в возрасте. Так что же на самом деле делает человека взрослым?
— Может, взрослыми становятся тогда, когда заводя своих детей? — спросила Машенька.
— Интересное предположение. Но есть люди, которые доживают до старости, так и не заведя детей. По-вашему, они не взрослые?
— Может и нет, — заметил Ваня, — может они просто выглядят как взрослые.
— Вот, а это уже интереснее. Значит, взрослость не определяется наличием детей или морщинами. Чем же она определяется?
— Может, поведением? — это сказала Люба, наша отличница.
— Ну, это уже ближе. Но всё равно не то. Видите ли, поведение очень легко копировать и изменять по своему усмотрению. Дети могут вести себя как взрослые, а взрослые могут вести себя как дети, но при этом дети остаются детьми, а взрослые — взрослыми. Вот если вы оденетесь в деловой костюм, возьмёте в одну руку дипломат, в другую сигару и будете с умным видом говорить о политике, сделает ли это вас взрослым? Нет. Вы будете ребёнком, подражающим поведению взрослого, а не взрослым. А если ваша мама, смеясь, съедет вместе с вами на санках с горки, станет ли она от этого ребёнком?
— Но мама же не всегда себя так ведёт, — ответила Леночка, — она ходит на работу, она заботится о нас, стирает, готовит. Даже если она себя ведёт иногда по-детски, внутри она — взрослая.
— Совершенно верно, Леночка. Ты высказала очень правильную мысль. Взрослый человек или нет — определяется не по внешним характеристикам, а по внутренним. Подумайте, ребята, какими качествами должен обладать взрослый человек? За пример можете брать своих родителей.
— Решительность!
— Выносливость.
— Терпение.
— Смелость!
— Доброта.
— Честность.
— Стоп-стоп-стоп! — остановила нас Светлана Николаевна. — То, что вы перечисляете — без сомнения, очень нужные и важные качества, и я уверена, что ваши родители ими обладают. Особенно терпением и выносливостью. Но это качества общие как для детей, так и для взрослых. Конечно, у детей некоторые из перечисленных качеств могут быть не очень хорошо развиты, и их нужно в себе воспитывать. Но всё же речь не о них сейчас. Я спрашиваю вас о тех качествах, которые отличают взрослого от ребёнка, о тех, что свойственны только взрослым, о тех, благодаря которым мы и считаем взрослых — взрослыми.
Мы молчали и думали, какие же качества есть у взрослых, которых нет у нас? Видя, что молчание затягивается, Светлана Николаевна решила зайти с другого конца.
— Давайте так: скажите мне, что отличает взрослых от детей, помимо возраста и внешности?
— У них есть деньги, им не надо просить кого-то, чтобы купить то, что хочется.
— Их никто не заставляет делать уборку или учить уроки!
— Они сами решают, что им делать!
— Отлично! — обрадовалась Светлана Николаевна, — Значит, они самостоятельно принимают решения, так?
— Так!
— А еще их никто не заставляет делать уборку, но они всё равно её делают. Как вы думаете, почему?
— Потому что больше некому?
— Потому что иначе будет грязно.
— А от грязи можно заболеть.
— Всё правильно. То есть они проявляют сознательность. Они понимают последствия своих действий. Скажите, а что родителей заставляет заботиться о вас?
— Они нас любят!
— Верно, но вы тоже их любите, однако именно они вас кормят и одевают, а не наоборот.
— Они за нас в ответе!
— Вот оно что. Значит, они ответственны за вас. Давайте-ка теперь перечислим, какие качества мы выделили.
— Самостоятельность.
— Сознательность.
— Ответственность.
— Всё верно. Эти качества отличают взрослого от ребёнка. Конечно, при этом человек должен обладать и другими положительными качествами, такими, как доброта, смелость, честность и так далее.
— Светлана Николаевна, — тянет руку Танечка, — но ведь дети тоже могут обладать этими качествами. Значит, это тоже общие качества.
— Да, Таня, дети тоже могут быть самостоятельными, сознательными и ответственными. И если они такие не от случая к случаю, а постоянно — значит, они уже взрослые. Независимо от того, сколько им лет. Хоть 12, хоть 10. Более того, многие люди, которых вы считаете взрослыми, не обладают этими качествами. Они только выглядят взрослыми, но таковыми не являются. Так что иные в 12 лет старше некоторых сорокалетних. Поэтому о людях надо судить не по внешности, возрасту или поведению, а по поступкам.
— А поступки разве не поведение?
— Нет, это разные вещи. Подумайте сами. Если я скажу «Маша хорошо себя вела» и «Маша совершила хороший поступок» — будет ли это одно и то же? И в чём тут разница?
— Ну, хорошее поведение — это когда сидишь тихо, не болтаешь, не мешаешь никому. А хороший поступок — это бабушку через дорогу перевести или за маленького заступиться.
— Верно, Миша. Поведение — это всего лишь выполнение определенных правил, только и всего. Хорошо вести себя может кто угодно, даже преступник. Но поступки его при этом будут плохими. Поступки требуют от людей проявления их качеств. Чтобы бабушку через дорогу перевести, нужно проявить сострадание и доброту, чтобы заступиться за слабого — смелость и справедливость. А чтобы хорошо себя вести, нужно просто тихо сидеть, как заметил Миша. Никаких особых качеств для этого проявлять не нужно. Хорошо себя вести может каждый, а хорошо поступать — только хороший. Точно также и по-взрослому может вести себя любой, но поступать по взрослому может только взрослый.
В этом и разница.

 

Эта запись была опубликована в Писатель, Уроки философии и с тэгами , , . Добавить в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*