Уроки философии. Урок 1.

Наш учитель по математике Светлана Николаевна — философ. Каждое занятие она начинает с того, что подкидывает нам пищу для размышления над разными жизненными вопросами. Это напоминает разминку на уроке физкультуры, только в данном случае мы разминаем не мышцы, а ум. Это помогает нам настроиться на решение задач и уравнений. Но ценность такой разминки не только в этом: она учит нас жизни.

На самом первом занятии Светлана Николаевна спросила нас:
— Кто вы?
Мы в недоумении переглянулись. Кое-где раздались смешки. Потом кто-то ответил:
— Ученики…
— Хорошо, но кто вы? Вот ты кто? — спросила она, ткнув пальцем в первого попавшегося ученика.
— Петя Иванов, — ответил тот.
— Очень приятно. Кто ты, Петя?
— Мальчик.
— Да, это несомненно. Ты мальчик, твоя соседка — девочка. А вместе вас как можно назвать?
— Жених и невеста! — выкрикнул шутник с задней парты. Класс рассмеялся. Светлана Николаевна слегка улыбнулась, но продолжала испытующе на нас глядеть.
Отличница Люба подняла руку.
— Дети, — сказала она, получив разрешение, — мы — дети.
— Да, это тоже правда, — согласилась Светлана Николаевна, — но не вся. Дети есть у всех. У кошек, у собак, даже у растений. Так кто же вы?
До нас наконец-то дошло.
— Люди, люди! — закричали ребята наперебой. — Мы люди!
— Вот, — удовлетворённо заметила Светлана Николаевна, — теперь мы добрались до сути. Конечно, вы люди. А еще вы — живые существа, дети, мальчики и девочки, дочки и сыновья, чьи-то братья и сестры. А когда вы вырастете, то будете чьими-то женами и мужьями, чьими-то мамами и папами. А еще будете инженерами, космонавтами, актёрами и актрисами, пожарными или врачами — в зависимости от выбранной профессии. В школе вы ученики, в общественном транспорте вы пассажиры, на приёме у врача вы будете пациентами, а во время путешествия по другим городам и странам — туристами. Видите, как много можно названий дать каждому человеку? Неудивительно, что на вопрос «кто вы?» не так легко сразу ответить. Однако вопрос этот очень важен, важнее всего, пожалуй, — так что ответить на него нужно обязательно. Иначе что может знать о мире тот, кто не знает даже того, кто он?
— Итак, — продолжала она, — я предлагаю вам подумать о том, кто же вы. Возьмите листочки и перечислите в порядке важности для вас, кем вы являетесь, начиная от самого важного. Например: ребёнок, сын, ученик, футболист, фантазёр. Только на первом месте обязательно должно стоять самое важное для вас, то, что отражает суть того, кем вы являетесь. На втором месте — то, что следующее по степени важности, и так далее. Всё понятно?
— Да!
— Приступайте. Листочки потом сдадите мне.
— Светлана Николаевна, а листочки подписывать?
— По желанию. Это не контрольная работа и к моему предмету отношения не имеет. Оценку я за это ставить не буду. Мы с вами просто знакомимся.
Я тогда подумала, что самое главное — это то, что я человек, остальное всё менее важно. И еще подумала, что уроки математики, которые я и раньше любила, станут теперь намного интереснее.

 

Эта запись была опубликована в Писатель, Уроки философии и с тэгами , , , . Добавить в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*